Содержание курса «Учиться с желанием. Возможно ли это?»

Как учиться с интересом?

В этой статье профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер рассуждает о том, почему самочувствие ребенка важнее школьных достижений, что делать, чтобы он был успешен, и как пробудить желание учиться.


5 ГЛАВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:

​Первый, самый очевидный результат обучения – знания, которые ребёнок получает, или умения, которые он осваивает.
Второй результат менее очевиден: ребёнок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.

  • Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.


Запомните: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (Чему научился?). Нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее!

Значимость перечисленных результатов растёт в обратном порядке – по мере продвижения сверху-вниз. Давайте рассмотрим их в порядке важности. 

Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учёба. 

Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи.

В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче.


Самое важное – взаимоотношения с родителем, учителем, атмосфера учебы. 

Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки! Лучше подождать, когда ребёнок их сам обнаружит и поправит. Если ему будет трудно, можно помочь, да и то, скорее, наводящими вопросами. А частые поправки и критика только омрачат обстановку. 
Итак, здесь итог либо положительный (остались довольны друг другом), либо отрицательный (пополнилась копилка взаимных недовольств). 





Второй по важности результат – вывод о себе и своих способностях: «я это смог», либо – «увы, это мне не под силу».

Это значит, что в копилке самоощущения ребёнка прибавится уверенность или неуверенность в своих силах. Понятно, что роль взрослого здесь очень важна: ему стоит подбирать задачи подходящей трудности, быть доброжелательным и терпеливым (наш первый пункт), уметь деликатно помочь, а когда надо – оставить ребёнка в покое, давая возможность справляться самому. 
Результат: «Это я могу!», или «Увы, это мне не под силу».






 Следующий (третий) результат – эмоциональный след от занятий.

Положительные или отрицательные переживания ребёнка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным». 
Положительные или отрицательные переживания переносятся на изучаемый предмет. 
Самый верный путь в тренировке способности ребёнка учиться (четвертый пункт снизу) – оставить его в покое: с самого начала передавайте ему инициативу и заботу о результате! Подсказанное знание, в лучшем случае, механически запомнится, но не прибавит умения себя организовывать и преодолевать сложности материала.



Наконец, самый очевидный результат – конкретное знание (умение). О нем тоже стоит задуматься. Признаемся, далеко не все проходимое в школе оказывается нужным в жизни, и ученики это начинают понимать, теряя ощущение смысла своих стараний. Правда, многое в школьных предметах дается ради «общего образования» и «умственного развития» – и против этого не поспоришь. Но стоит ли ради этой благородной цели впихивать любое знание, провоцируя нелюбовь к предметам и – что еще хуже – подавляя природную любознательность ребёнка? 


Юлия Гиппенрейтер

Об авторе: Юлия Борисовна Гиппенрейтер - доктор психологических наук, профессор МГУ. Защитила диссертации о взаимосвязи изучения языка и развития музыкального слуха, а также о движении глаз во время учёбы. ​

Использованная литература:

1. Гиппенрейтор Ю.Б. Как учится с интересом, 2016. – 121с. 


“Что нужно сделать, чтобы получение знаний было радостным”

Учителям:

1. Индивидуально подходить к каждому ребенку.

2. Понятно объяснять.

3. Не кричать.

4. Не спрашивать одного и того же ученика.

5. Регулярно проверять тетради.

6. Не очень много задавать. 

Детям:

1. Внимательно слушать учителя.

2. Побольше заниматься.

3. Прислушиваться друг к другу.

4. Вовремя садиться за уроки.

5. Делая уроки, заглядывать в дневник.

6. Вовремя сдавать тетради.

7. Собирать портфель (сумку, рюкзак), сверяясь с дневником.

8. Получать вознаграждение за хорошую учебу.

9. Отдыхать.

Родителям:

1. Помогать детям делать уроки.

2. Не кричать из-за двоек.

3. Проверять тетради и дневники.

4. Уделять детям больше внимания.

5. Помогать детям соблюдать режим.

6. Воспитывать уважение к учителю.

7. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

8. Быть терпимыми к детям.

9. Слушать учителя.

10. Найти индивидуальный подход к своему ребенку.

11. Активно участвовать в жизни класса.

12. Исключить физическое наказание.

13. Вознаграждать детей за хорошую учебу.